Платохина Наталья Алексеевна, д.п.н, профессор
кафедры дошкольной педагогики ПИ ЮФУ
Абашина Наталья Николаевна, к.п.н., ст.преподаватель
кафедры коррекционной педагогики ПИ ЮФУ
Познание ребенком ценности красоты
Алена 1 год 8 месяцев:
Взяла мамину косметику, красится и приговаривает:
«Щещки пудреные,
Газки тушеные,
Ноти лакёные,
—Какая я косметичная». (Дает оценку своему образу – КРАСИВАЯ,- соотнося с образом мамы).
Айдана 1 год 9 месяцев:
У малышки спрашивают.
— Мама, у тебя какая?
— Красивая.
— А ты какая?
— Деловая. (Ребенок уже в этом возрасте способен дифференцировать ценности красоты и деловитости).
Машенька 3 года 11 месяцев:
Маша сочинила позитивную песенку. Ходит по квартире и напевает:
Собака на улице гавчит,
Это очень красиво!
Солнце в небе ярко светит,
Это очень красиво!
Цветочек растет вместе с травкой,
Это очень красиво!
И я расту как этот цветочек!
Это тоже очень-очень красиво!
(Дети – удивительные создания, они могут радоваться, восхищаться всему живому: солнышку в небе, травке, цветочку, собачке т.п. Нам взрослым надо у них многому учиться. Возможно тогда и наша «взрослая» жизнь будет окрашена красивыми радужными оттенками, а обиды, раздражения уйдут на второй план).
Катя 6 лет 8 месяцев:
Мама спрашивает у дочери:
-Катя, почему ты сегодня не умывалась?
Дочка комментирует:
—Я боялась смыть свою не земную красоту. (Бережное отношение к быстро уходящей ценности — Красоте, потребность ее сохранить. Точно говорят: «что имеем не храним, потерявши – плачем»).
Данила 7 лет 1 месяц:
Ничего нельзя поделать с тем как ты выглядишь — только Бог несет за это ответственность.
(Мудро не по годам! Ребенок усваивает ценности красоты через призму нравственных ценностей).
Даша 7 лет 9 месяцев:
Дашенька, ты хочешь пойти в школу?
-Конечно, хочу.
-А почему ты хочешь пойти в школу?
—Чтобы стать красивой и немного умной.
(Для девочки ценности красоты очень значимы. Она стремиться подражать, быть похожей на маму, но быть красивой для нее это еще не полный набор жизненных ценностей, знания – вот к чему, с позиции ребенка, надо стремиться в жизни).
Ребенок открывает для себя ценности любви
Лиза 6 лет 7 месяцев:
Мама беседует с Лизой. Дочка интересуется:
-Мама, а сколько, времени нужно, чтобы найти любовь?
Мама задумалась и ответила:
-Иногда всю жизнь…
Дочка возмущенно:
—А жениться то когда?
(Удивительный разговор между мамой и дочкой. Естественное стремление девочки скорее стать взрослой, найти любовь, выйти замуж. Ценным является тот факт, что у дочери и матери доверительные, теплые отношения. Видно, что малышка выросла в любви и заботе. Американский священник Джон Пауэлл однажды высказал следующую мысль о том, что в самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону — так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека).
Карина 7 лет 2 месяца:
Когда ты любишь кого-то, твои ресницы ходят вверх-вниз и из тебя вылетают маленькие звёздочки.
(Очень красивое определение понятия «любовь», данное чувствительным и ранимым маленьким человеком).
Максим 2 года 11 месяцев:
Бабушка, спрашивает у внука:
— Максим скажи, что такое любовь?
Максим задумался и ответил:
— Это когда мужчина приходит к девочке целует ее, они женятся, и муж садится за компьютер играть! (У ребенка сформировалось неправильное представление о любви и о роли отца в семье. Папе следует быть более внимательным к членам своей семьи, ведь не зря народная мудрость гласит: «Самое лучшее, что отец может сделать для ребенка-это любить и заботиться о его матери»).
Ценности культуры, постигаемые детьми дошкольного возраста
Маша 4 года 10 месяцев:
-Мама, мне папа сказал, что на свете много языков — это правда?
-Да, очень много! – отвечает мама.
—А я на каком говорю? – спрашивает дочь
—На русском языке, — уточняет мама.
-А кто еще на нем говорит? – продолжает свой диалог Маша.
-Русский язык является родным для многих людей, например, А. Пушкина, который написал много сказок для детей, К. И. Чуковского, который придумал «Айболита», твоих бабушек и дедушек, тетей и дядей, да всех и не перечислишь. Поняла?
-Да, поняла, а наша Алиса на каком языке мяучит?
(В процессе диалога с мамой девочка открывает для себя ценности родного языка, учиться понимать его значимость для себя и других).
Денис 4 года 11 месяцев:
Под впечатлением после просмотра спектакля «Морозка» мальчик с восторгом:
-Бабушка, я тоже хочу выходить на сцену и показывать сказки детям!
-Прекрасная мечта, Денисочка! Но чтобы так играть, надо много учиться.
—Зачем? Я и так эту сказку наизусть знаю! А еще я знаю «Красную шапочку» и «Про козлят».
(Ребенок хочет жить здесь и сейчас, он не может откладывать свои намерения на потом. Очень хорошо, что взрослые приобщают мальчика к театральному искусству, возможно, что в будущем из него выйдет известный актер или режиссер).
Наташа 5лет 3 месяца:
С раннего возраста привыкла засыпать под звуки классической музыки. Однажды сломался магнитофон, ребенок недоуменно:
-Я что теперь сама себе должно музыку петь?
(Замечательно, что родители используют классическую музыку в процессе воспитания маленького человека. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….», – писал В.А.Сухомлинский).
Егор 5лет 8 месяцев:
Рассматривает в парке скульптуру цветочницы и комментирует:
—Прямо как живая! Я тоже такую бы слепил из пластилина, но где его столько взять?
(Прекрасно, что образ цветочники побудил ребенка к созданию собственной скульптурной композиции).
Леночка 6 лет 2 месяца:
Очень любит читать, знает много стихов С. Есенина наизусть. Однажды решила попробовать себя в роли поэтессы:
Белая береза выросла в саду.
Ветви в косы заплела,
Сережки нарядила,
Красотой своею
Всех обворожила.
(Детское стихосложение – признак избытка творческих сил у ребенка. Замечательно, что родители, с раннего возраста открывали перед ребенком красоту и мелодику родной речи, прививали любовь к слову, учили понимать рифму и размер. Малыш, выращенный на «качественных» стихах, скорее всего не потеряет интереса к поэзии и в будущем).
Даша 6 лет 5 месяцев:
В Третьяковской галерее остановилась около картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу. Долго ее рассматривает, потом восклицает:
—Мишки то голодные! Не понимаю, почему им дядя художник бочки с медом не нарисовал?
(Наблюдательная, а главное чувствительная, добрая девочка, думает о том, как помочь бедным мишкам).
Никита 6 лет 7 месяцев:
Нарисовал город с множеством необычных домов: дом – гриб, дом – машина, дом книга, дом – змея. Комментирует:
—Вот вырасту и построю такие дома для детей. Пусть живут и радуются!
(Прекрасная детская мечта сделать мир красивее, добрее, радостнее. Очень бы хотелось, что бы она когда-нибудь воплотилась в жизнь.)
Валя 7лет:
Воспитатель просит девочку объяснить смысл пословицы: «Терпение и труд все перетрут»:
—Когда у тебя грязное платье, надо взять порошок, теплую водичку и тереть- тереть пятно и станет платье чистым.
(Логичное объяснение ребенка. Действительно, пословицы – это кладезь народной мудрости. Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам»,- писал великий К.Д. Ушинский).
Воспитание любви к Родине через познание ценностей истории
Леня 5 лет:
Дедушка, а кто такой Петр Первый? – интересуется малыш.
-Петр Первый был нашим царем. Он много сделал для нашей страны: построил город Санкт-Петербург, научил русских строить корабли, открыл университет и еще много полезных дел
—Как же он все успевал и корабль, и город, и университет построил. А с детьми своими тогда когда он играл?
(Ребенок приобщается к ценностям истории своей страны, знакомится с культом личности в истории, соотносит услышанную информацию о царе с жизнью обычных людей, отсюда недоумение ребенка по поводу семейной жизни государя).
Оксана 5 лет 5 месяцев:
— Как жаль, что я не казачка, а то бы как двинула тебе… (Девочка идентифицирует себя с образом донской казачки – смелой, мужественной женщиной, способной на лету «коня остановить». Взрослым необходимо расширить представления детей о прекрасной половине человечества, проживающей на Дону: казачка — заботливая мать, умелая хозяйка, рукодельница и т.п.)
Паша 6 лет:
Папа, а почему казаков, назвали казаками они, что с козами дружили?
(Ребенок любое непонятное слово пытается объяснить раннее усвоенными понятиями. Хорошо, что такие вопросы возникают у ребенка и он ищет ответы на них).
Женя 6 лет 3 месяца:
-Почему в России так много воевала? Русские же добрые люди!
(Осознание ребенком глубины русской души. Наши соотечественники всегда отличались миролюбивым нравом, милосердием, толерантностью, сердечностью к другим людям и т.п.).
Марина 6 лет 8 месяцев:
— Вот вырасту, стану президентом всего Мира и все войны закончу! (Как бы хотелось, чтобы желание этой маленькой девочки осуществилось. Она нам демонстрирует желание жить со всеми в мире, согласии, дружбе.)
Миша 7 лет:
Папа, а дедушка сказал, что Сталин был плохим, почему?
-Сынок, так нельзя говорить, потому что он одержал победу в очень страшной войне. Но в его биографии были и не очень хорошие поступки, — ответил папа.
-Я понял! А еще мне бабушка говорила, что о мертвецах нельзя плохое говорить, — дополнил сын.
(Ребенок поднимает спорный вопрос о соотношении добра и зла в истории. Над ним бьются историки и политики, биографы и энциклопедисты. И какой мудрый совет подсказывает ребенок взрослым: о мертвых плохо не говорят!)
Освоение ребенком семейных ценностей
Кира 2 года 2 месяца:
Малышка сидит на диване с папой и мамой и смотрит мультфильм, затем неожиданно говорит:
— Мне так хорошо!
Мама уточняет:
-Что ты имеешь в виду?
Кира отвечает:
— Удобненько сидеть! (Ребенку очень важно общение с родителями, присутствие их рядом, поддержка во всех начинаниях. Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимательное отношение к ребенку способствует возникновению у него чувства уверенности, защищенности).
Арина 2 года 5 месяцев:
Арина каждое утро, когда прощается с мамой в детском саду, говорит ей:
—Девочка моя, приходи за мной, я буду ждать! (Мама — самое ценное для ребенка. Общение с ней невозможно ничем и никем заменить. Потребность в любви и одобрении у малыша является условием обретения эмоциональной защиты и чувства привязанности ко взрослому).
Кира 2 года 8 месяцев:
Кира рассыпала кулек с печеньем. Мама поругала дочку. Кира, не долго думая, радостно запела:
—Пусть всегда буду Я.
Пусть всегда буду Я.
Пусть всегда будет мама…(Ребенок зависим от любви взрослых, от одобрения своих действий и поступков, малышка тщательно старается загладить свою вину перед мамой).
Сережа 3 года 1 месяц:
— Бабушка, а ты никогда не умрешь? Если ты умрешь, то я возьму большую лопату и тебя обратно откопаю, и мы будем вместе жить…(Ребенок демонстрирует уважение, почтение, любовь к бабушке. Малыш начинает задумываться о смысле жизни, пытается разгадать загадку жизни и смерти).
Сережа 3 года 3 месяца:
-Бабушка, а ты выпила свое лекарство?
-Нет, забыла…
—Ну, ты, тогда Забывака. (Ребенок проявляет заботу о здоровье бабушки, хотелось бы, чтобы такое бережное отношение к членам семьи сохранилось у малыша на всю жизнь. Дети в этом возрасте любят «играть» со словами, образовывать новые: забыла — Забывака).
Сережа 3 года 10 месяцев:
Мама, я хочу, чтобы у меня был братик. Только он должен быть большой и ходить в армию. (Ребенок испытывает дефицит общения, естественной для себя потребности. Взрослые, обратите внимание на эту проблему и помните быть родителями – это значит, развивать здоровые отношения со своими детьми).
Наташа 4 года 3 месяца:
Наташа вместе с мамой летом оказались в деревне. И вот однажды идут они по улице, а во дворах лают собаки. Наташа говорит:
-Мама, я их боюсь!
Мама успокаивает дочь:
-Не бойся, они за забором и привязаны.
После этого события прошло месяца 3-4. Мамам сидит с дочерью на кухне, и вдруг кто-то стучит за стеной. Наташа спрашивает:
— Мама, кто это?
Мама отвечает:
— Дядя сосед.
Наташа дальше спрашивает:
— Мама, ты его боишься?
Мама отвечает:
— Боюсь, конечно!
Наташа очень спокойно, но хитро:
—Не бойся, мама, он у себя дома и привязан!
(Прекрасный пример переноса полученных ребенком знаний, опыта в новую незнакомую ситуацию. Кроме того, малышка демонстрирует акт заботы о своей маме, желание поддержать, успокоить).
Сережа 4года 8 месяцев:
Сергей на утверждение своей старшей сестры, что она никогда не выйдет замуж, с ужасом спросил:
-И, что вот так и будешь жить сиротой?
(Мальчик проявляет искреннюю заботу о старшей сестре, ее будущем. Для него слово «сирота» синоним одиночества, печали, горести, поэтому он так мечтает о хорошей семье для сестры).
Маша 5 лет:
На занятии по рисованию Маша отказывается рисовать со всеми детьми. Воспитатель пытается ее уговорить:
-Маша, надо учиться рисовать! Рисунок мы потом покажем маме и папе, они будут радоваться за тебя!
Маша гордо:
—Не буду я учиться рисовать. Мне это не нужно, потому что, я собираюсь выйти замуж за богатого мужчину с домом и машиной…
(К сожалению, у ребенка сформированы неправильные представления о ценностях семьи, семейных отношений. Важно объяснить ребенку, что в браке у каждого члена семьи есть любимые занятия, работа, друзья).
Аня 6 лет 5 месяцев:
Подходит к маме и комментирует:
— Мама, моей кукле-принцессе нужен принц! Она будет жениться!
Мама поясняет:
— Аня, у тебя же есть кукла-футболист, переодень его, и он будет принцем!
— А у него модной принцевской одежды нет! Он будет несчастливым!
(Настоящая маленькая леди! В сюжетно-ролевой игре у ребенка формируется образ будущей семьи, где всё будет красиво, все будут счастливы. В процессе таких игр дети знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, приобретают основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответственно взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения).
Тимур 7 лет 1 месяц:
У мальчика разводятся родители. Тимур очень болезненно воспринял конфликт между мамой и папой. Когда встал вопрос, о том с кем останется жить Тимур, мальчик ответил родителям так:
—Разве можно выбрать между рукой и ногой, разве можно выбрать между солнцем и луной? Я вас одинаково люблю.
(Поразительно, как бывают мудры наши дети. Народная мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина» в ее основе лежит представление об истинности, непредвзятости слов маленького ребенка).
Олег 7 лет 6 месяцев:
Папа с мамой разошлись, когда Олегу был один год. Впоследствии у папы появилась другая семья и родилась дочь. Когда Олег увидел свою сестричку, он прокомментировал это событие так:
-Папа с ней (имелось в виду дочкой) поступит как со мной, как будто я конфета, взял в рот не понравилась, выплюнул…
(Очень печально, что развод родителей отразился на взаимоотношении папы и сына. Уважаемые отцы! Вы должны знать о том, что ребенку необходимо участие обоих родителей в воспитании, иначе может вырасти неполноценный человек, будущий муж и отец, сформирована не правильная система семейных ценностей).
Маша 7 лет 8 месяцев:
Машенька, если у тебя была возможность попросить у золотой рыбки выполнить какое-либо желание, чтобы ты загадала?
Маша задумалась и ответила:
-Первое желание — чтобы у мамы были денежки починить балкон. Второе – я хочу с мамой поехать в Мурманск к бабушке. Третье желание – хочу куклу Барби в свадебном платье.
(Очень импонирует последовательность и содержательная сторона высказанных желаний. У девочки ярко выраженный культ семьи: матери, старших членов семьи, семейного благополучия и счастья).
Алина 7 лет 10 месяцев:
Я попросила у Деда Мороза подарить нам Новый год братика… Думаю, что это будет лучший подарок для мамы и папы.
(Прекрасный выбор подарка! Для ребенка мама, папа, братики и сестрички – самая большая ценность. Девочка стремиться к сохранению и преумножению семьи).
Егор 7 лет 11 месяцев:
Я когда вырасту куплю своей маме самую-самую-самую дорогую шубу…
(Ребенок демонстрирует ценностное отношение к матери как одной из главных святынь человечества).
Открытие дошкольниками ценности знаний
Кира 2 года 9 месяцев:
Дочка желает маме:
-Желаю тебе, чтобы головушка твоя всегда была в мыслях! (Поистине, философское желание, внутренняя позиция ребенка, относительно ценности знания).
Ванечка 4 года 5 месяцев:
Бабушка спрашивает у внука:
-Ванечка, тебе понравился новогодний утренник в детском саду?
-Нет, бабушка, не понравился,
Бабушка:
-Что случилось? Почему? Ты забыл стихотворение?
-Ванечка:
-Нет, бабушка, я рассказал стихотворение. Просто Дед Мороз был на утреннике не настоящий. Бабушка удивленно:
-Как не настоящий, такого не может быть?!
Ваня спокойно и рассудительно:
-Представляешь, у Деда Мороза была шея видна!
Бабушка:
-Ванечка, шея есть у всех людей!
Ваня рассерженно:
—Но я точно знаю, что Дед Мороз ведь не людь…!
(Ребенок – личность сомневающаяся, он постоянно проверяет и перепроверяет информацию, услышанную от взрослых. Для малыша Дед Мороз — высокий представительный старик с белоснежной бородой до пят, наделенный волшебной силой, он не может быть хоть чем-то быть похожим на обычного человека. Призываем взрослых бережно относится к детской субкультуре, не разрушать таинственность и загадочность сказочных персонажей).
Антон 4 года 6 месяцев:
Занимается с учительницей подготовкой к обучению в школе. В течение занятия несколько раз вытирает нос платком. Учительница спрашивает:
— Антошка, у тебя, что аллергия?
— Да, на твои книжки! – ответил Антон.
(Ребенок подает сигнал педагогу: «Мне не интересно! Я хочу играть! и т.п.». Взрослому надо быть внимательным к таким сигналам, возможно изменить методику обучения. Главное «не убить» в ребенке любовь к знаниям!).
Влад 4года 9 месяцев:
Владик спрашивает у мамы:
-Мама, а ты что больше любишь, снег или солнышко?
Мама отвечает:
-Я не задумывалась над этим вопросом, сыночек. А ты?
Владик с восхищением:
— Я люблю снег больше!
Мама удивленно:
— Почему?
— Снег лучше, из него можно крепость построить, а из солнышка, что ты сделаешь?
(Ребенок рационально подходит к окружающему миру. В этом возрасте у него формируется осознание себя человеком, как части природного мира. Мы должны объяснить малышу, что в природе нет ничего лишнего. Как человеку нужны все части тела, все внутренние органы и системы, так и растениям, и животным необходимо всё, что им дано природой от рождения).
Артур 4 года 10 месяцев:
Вечером, перед тем как лечь спать, Артур говорит маме:
— Посмотришь, я завтра встану так рано, что еще поздно будет…
(Ребенку 4-5 года жизни иногда трудно усваивать такие абстрактные категории, как завтра – вчера, поздно-рано, далеко – близко и т.п. От взрослых требуется терпение в объяснение значений таких понятий.)
Гриша 4 года 11 месяцев:
Гришутка, не смотря на возраст, очень любит делать самостоятельные умозаключения, у него на любой вопрос имеется ответ:
— Что такое экология? – спросила как – то мама.
— Экология – это дружба, — высказал свое мнение малыш.
(Просто поражаешься насколько наши дети тонко улавливают смысл некоторых понятий. Действительно, экология – это дружба человека с природой).
Настенька 4 года 11 месяцев:
Обращается к своей учительнице:
—Наталья Алексеевна, а я выучу буквы и все, мне уже не нужно будет заниматься?
-Нет, Настенька, потом мы будем звуки складывать в слоги, слоги в слова, а слова в предложения…
-И тогда я уже буду все знать!
—Нет, Настенька, знание бесконечно…как космос. И каждый раз ты будешь для себя открывать все новые и новые знания…
Настенька задумалась.
(Приобретение знаний — это цель жизни. Знания основаны на информации, а ее получение происходит через факты. Данную ценность еще предстоит усвоить ребенку).
Руслан 5 лет:
У малыша никак не получается написать цифру 2. Руслан просит воспитательницу помочь. Педагог еще раз показывает, как правильно написать цифру. Руслан спрашивает:
—Елена Александровна, а если я все-таки научусь писать цифру 2, я буду таким же умным как наш президент?
(Приятно, что у ребенка сформировано правильное представление о ценности знания. Знание – это отражение действительности в сознании малыша, результат познания. Кроме того, мальчик уважительно относится к главе государства, стремиться к идентификации с ним).
Галя 5 лет 1 месяц:
Выходит из комнаты с очень серьезным, задумчивым выражением лицом.
Мама спрашивает:
-Что случилось, доченька?
Галя загадочно:
— Да вот, о жизни думаю!
— И что же ты о ней думаешь? — спрашивает несколько удивленная мама.
— Я много о ней знаю, но как жить не понимаю…
(У девочки философский взгляд на жизнь. Она в столь раннем возрасте уже задумывается о ее смысле, пытается найти ответы на интересующие вопросы. Возможно и то, что она просто подражает взрослым, идентифицирует себя с ними).
Настя 6 лет 7 месяцев:
Настя обращается к своей учительнице и говорит:
-Наталья Алексеевна, у меня есть мечта!
Учительница заинтересованно:
-Интересно, какая?
Настенька рассказывает:
—Я мечтаю о том, чтобы я, когда вырасту, приходить к тебе домой и учить тебя!
Наталья Алексеевна отвечает:
-Прекрасная мечта. Но, Настенька, я и сейчас у тебя многому учусь! Ты замечательная, добрая, умная девочка!
Настя с чувством собственного достоинства и значимости своей персоны побежала делиться радостью открытия с родителями.
(Уважаемые родители! Задумывались ли вы о том, чему мы можем сознательно научиться у своих детей? Во — первых, способности жить сегодняшним днем, быть счастливым несмотря ни на что, безусловной любви, психологической и физической гибкости, открытости мира, способности всему удивляться, быть естественным, необусловленной радости, творчеству, фантазии, да мало ли еще чему мы можем у них научиться… Взрослые, попытайтесь воссоздать внутри себя коконоподобное состояние детства. Найдите несколько минут от своих ежедневных дел и возвратитесь в мир детства: когда деревья казались настоящими великанами, лужа во дворе – морем, а принц на белом коне – реальностью).
Развитие у детей ценностного отношения к труду
Маша 4 года 5 месяцев:
Детский сад – это моя детская работа, а на взрослую работу меня еще не пускают…
(У малышки активно протекает процесс формирования ценности труда – уважение к профессиональной деятельности родственников и близких, удовлетворенности результатами деятельности и т.п.).
Миша 4 года 7 месяцев:
Миша не очень любит убирать в комнате свои игрушки. Маме приходиться по нескольку раз напоминать сыну о своей обязанности. Однажды вечером мама заходит комнату и видит знакомую картину: игрушки, книжки, диски валяются на полу…Мама грозным голосом:
— Миша, ты почему игрушки до сих пор не убрал?
Миш (слегка испугавшись):
— Я устал.
Мама возмущенно:
— Что ты такого делал, что устал?
Сын отвечает тихим голосом:
— Сидел я…
Мама, повышенным тоном:
— Сидел!!? И устал??!
Миша добавляет:
— А я трудно сидел.
Тут мама представила как это – «трудно сидеть», и весь ее гнев куда-то делся.
(У мамы доброе сердце, она всегда простит, поймет и поддержит своего дитятку. Для ребенка труд — подражание действиям взрослых. Превратите детский труд в своеобразную игру с добавлением фантазии. Подскажите малышу, как можно убрать игрушки: машины, например, поставить в «гараж» из кубиков или конструктора, тигренка уложить спать… И вы увидите, как малыш увлечется такой игрой-уборкой. На полке или в отведенном для игрушек месте в детской комнате можно создать целый игрушечный город с «дворцами» и «садами», ребенку будет интересно подключиться к такой игре).
Алина 5 лет 2 месяца:
Обращается к своей учительнице:
-Ты такая счастливая, Наталья Алексеевна!
Учительница с удивлением:
-Почему, ты сделала такой вывод, Алина?
Алина отвечает:
—Ты сидишь на занятии и ничего не делаешь, а я все пишу и пишу, считаю и считаю, читаю и читаю…(Несколько детское понимание счастья – ничегонеделание, но, с другой стороны – ничегонеделание – награда тому, кто много работал. Эту ценность жизни ребенку предстоит познать).
Алина 5 лет 5 месяцев:
Я когда вырасту, буду президентом!
Родители удивленно:
-Алина, почему ты сделала такой выбор?
Алина уверенно:
—Хочу презенты получать!
(Ребенок в этом возрасте активно усваивает значение слов-омофонов. Он уверен, что одинаково произносимые слова обозначают одно и тоже. Малышке необходимо объяснить значение понятий «президент», «презент», рассказать какие обязанности возложены на президента страны, подчеркнуть ценность его труда для людей).
Вика 5лет 10 месяцев:
Вика в деревне у бабушки, крошит курочкам капустные листья.
Бабушка говорит внучке:
-Вика, курочки не очень любят капустные листья. Дай им лучше пшена.
Вика ничуть не смутилась, услышав замечания бабушки:
— Бабушка, это я им прозапас даю, на потом, когда они станут кроликами.
(Юмор в коротких штанишках… Прекрасно, что бабушка приобщает внучку к ценностям домашнего труда.).
Паша 6 лет 8 месяцев:
Мама говорит сыну: «Как бы я хотела, чтобы ты у меня стал врачом!».
Паша противоречиво: «Нет, мама я буду военным!».
Мама, повысив голос: «Нет, все-таки врачом!».
Сын отвечает: «Мама ну вот скажи мне, зачем мне быть врачом? Я не хочу в белом халате по полю ползать!».
(Проблема выбора профессии рано или поздно встает перед каждым -это – один из самых важных шагов в жизни. Но для того чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Прекрасно, если ребенок будет знать о существовании самых разнообразных профессий. Нередко человек выбирает для себя профессию своих родителей или их ближайших друзей просто потому, что все детство проводит в замкнутом, ограниченном мирке. Но ни в коем случае не пытайтесь воплотить свои несбывшиеся мечты в детях, не учитывая их личностных особенностей. Это может привести к нежелательным последствиям).
Полина 6 лет 11 месяцев:
Я решила стать вязальщицей, что тут сложного, сиди, смотри телевизор и вяжи…
(У девочки сформированы не правильные представления о ценности труда. Чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, целесообразно создавать ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии, например, у новой куклы не оказалось шарфика, значит, ее нельзя взять с собой на прогулку, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направляет внимание ребенка на поиск нужного предмета. Вы можете создать нужный предмет в присутствии дошкольника, например, связать шарф для куклы. Ожидание появления нужного предмета вызовет у ребенка активную направленность на результат труда. Также можно использовать созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями, в нашем случае завязать шарфик кукле).
Дима 7 лет 3 месяца:
Я хочу быть мусорщиком. Город ведь кто-то должен делать чистым!
(Прекрасное желание ребенком, в этой связи вспоминаются слова Маленького принца из произведения Антуан де Сент-Экзюпери: «…встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету..».
Приобщение дошкольников к миру нравственных ценностей.
Аля 2 года:
Оторвала обложку от новой книги. Мама возмущенно:
— А кто оторвал обложку?
Малышка отвечает:
— А-а-ля.
Мама продолжает:
— А это хорошо или плохо – отрывать обложку от книги?
— Похо. – отвечает Аля
А зачем же ты оторвала?
— Я цита-аю. (Усматривает справедливость своих действий и пытается объяснить, оправдать их, аргументирует ценностями полезности, значимости).
Кира 2 года 1 месяц:
Мама сидим вместе с дочерью за столом, малышка пьет молоко, когда Кира закончила трапезу, сказала очень серьезным тоном:
-Я пошла. Спасибо за компанию! (У малышки уже в два года проявляется дух корпоративности. Действительно сообща все делать веселее и интереснее: «Вместе весело шагать по просторам и, конечно припевать, лучше хором»).
Вадик 2 года 4 месяца:
Когда на Вадика мама или папа повышают голос он в ответ:
-Почему вы на меня кричишь? Я на нас обиженный и ухожу в обижальный угол («угол» во дворе дома с растущими двумя вишнями). (У ребенка остро развито чувство самосохранения, он протестует против крика, насилия над своей личностью, он требует уважения и внимания родителей, поскольку каждый человек, независимо от того, какие качества характера ему присущи, заслуживает уважения — ведь в каждом из нас есть частица Божественного).
Кирилл 2 года 6 месяцев:
В группу детского сада пришел новый мальчик. Он быстро адаптировался к условиям детского сада. Утром во время встречи с воспитателем, которая отсутствовала на работе несколько дней:
— Любимая моя, ты пришла! Ты за мной скучала?
-Да, конечно! — отвечает воспитатель.
Кирилл продолжает дальше:
-А как сильно?
Воспитатель расставляет руки на ширину плеч (показывает, как сильно она скучала по мальчику). Малыш кидается воспитателю на шею, обнимает и целует ее. (Прекрасный образец отношений между ребенком и педагогом. Маленький человек открыт миру, а потому и мир открыт ему).
Андрей 2 года 10 месяцев:
Андрей сегодня проснулся утром в плохом настроении и стал просить маму:
— Мама, не ходи сегодня на работу! А я не пойду в детский сад.
— Надо, сыночек. Сегодня зарплата, денежки маме дадут.
— Да? Ну, тогда иди, дадут денежки, купи мне Черный Бумер! (Нередко, материальные ценности у ребенка превалируют над всеми остальными. Взрослым необходимо проводить беседы с детьми, объяснять значение истинных ценностей).
Ярослав 3 года 2 месяца.
Сын спрашивает у мамы:
—Мама, а когда я вырасту?
Мама отвечает:
-Скоро! А почему ты спрашиваешь?
Ярослав отвечает:
—Хочу быстрее вырасти, чтобы в садик не ходить… И ничего неделать
Мама продолжает:
-Потом после садика нужно будет ходить в школу, институт, потом на работу…Так, что в садик придется ходить!
Ярослав отвечает:
—А вместо меня пускай в садик девочка ходит!
Мама недоумевает:
-Какая девочка?
Ярослав продолжает:
—Сестричка моя!
-А где мы ее возьмем,- спрашивает мама.
—Найдем, или ты ее выродишь…. (имелось в виду, родит).
(Мальчик пытается осуществить замену себя другим человеком – «Я не буду это делать. Пусть за меня это сделает кто-то другой». Этот факт должен насторожить родителей. Они должны выяснить причину нежелания ребенка посещать детский сад и скорректировать представления малыша о нормах жизни и ценностях).
Уля 3 года 4 месяца:
Уля рассказывает сказку своей маленькой сестрички:
— Жил-был котёнок Гав, хороший такой котенок. Он любил баловаться, бегать, прыгать, а главное он любил ничего не делать. Вот как-то однажды он ждал неприятности… Ждал, ждал… и дождался! (У ребенка проявляется чувство тревоги, опасности, свои ощущения девочка «переносит» на сказочных персонажей. Уважаемые родители, найдите время для общения с ребенком, узнайте, что тревожит, беспокоит его, помните, что самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь).
Машенька 3 года 7 месяцев:
Я поняла:
-Маленькие дети просятся на руки, а большие на шею! (Ребенок по-своему объясняет значение понятия «взрослый», для него этот мир загадочный, непознанный, он стремится подражать маме, папе, дедушке, бабушке, братьям, сестрам. Уважаемые взрослые, бережно относитесь к миру детства, сохраните малышам Детство и Детство в себе!).
Григорий 3 года 9 месяцев:
Мама спрашивает у сына:
-Григорий, почему ты не доел вермишель! Осталось меньше ложечки!
Григорий отвечает:
-Что ты мама, я специально ее оставил, я же не жадный, вдруг кто-то еще захочет поесть мурмышель! (Ребенок оправдывает свои действия в глазах мамы благородными намерениями. Уважаемые взрослые! Беседуйте с детьми о истинных ценностях, формируйте у них представления о добре и зле, красивом и безобразном и т.п. Помогите ребенку с правильным определением в мире ценностей).
Даня 4 года:
Даня с мамой на приеме у логопеда. Малыш внимательно рассмотрел новую тетю, послушал, что она сказала маме и, уверенным голосом сказал:
— Мама, запомни, я с этой тётей заниматься не буду!
Мама в недоумении:
— Почему же?
Даня отвечает:
— Все просто. У неё зубы большие.
(Ребенок испытывает страх перед общением с незнакомым человеком, демонстрировать «напрямую» свою тревогу он не может, начинает срабатывать механизм «самозащиты», ребенок придумывает оправдание своим страхам «Я боюсь, потому что у тети зубы большие». Уважаемые родители! Помогите малышу побороть свой страх. Задумайтесь, все ли Вы делаете для того, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, счастливым и уверенным в себе, а не изгоем и беззащитным существами.)
Ульяна 4 года 1 месяц:
Мама собралась в магазин. Дочка спрашивает у папы:
— Папа, а куда мама идет?
Папа серьезным голосом:
— В магазин, за новым пальто.
— А зачем ей новое пальто? У нее ведь и так полный шкаф пальтов.
(Девочка считает, что мама не может пойти в магазин и сделать покупку только для себя, папа и мама должны считаться с ее желаниями. Взрослым надо научить ребенка понимать потребности другого человека. Кроме того, дети испытывают определенные трудности при образовании множественного числа имен существительных, поэтому произнесенные ими слова кажутся нам иногда забавными)
Марина 4 года 2 месяца:
Марина в течение длительного времени плачет без всяких причин. Все члены семьи пытаются ее успокоить.
— Мариночка, ну скажи нам, почему же ты плачешь?
— Я живу в свободной стране! Хочу — плачу, хочу – не плачу!
(Ребенок отстаивает свое право быть самими собой. Родители! Задумайтесь, не нарушаете ли вы права своих детей? За их нарушение конечно же никого не оштрафуют и в тюрьму не посадят, но последствия подобных нарушений рано или поздно проявятся. Не усложняйте жизнь себе и своим детям, соблюдайте права детей).
Рита 4 года 3 месяца:
Воспитатель спрашивает у девочки:
-Риточка, почему ты так долго в садик не ходила? Болела? Уезжала куда-нибудь?
Малышка с грустью отвечает:
—Я по свету бродила, счастья искала.
Воспитатель заинтересованно:
-Ну что нашла?
Рита с сожалением:
—Да, нет его нигде!
(Дети – маленькие философы, они воспринимают мир иначе, чем взрослые. Но такой пессимистический настрой ребенка должен насторожить родителей. В процессе беседы с девочкой надо выяснить, что ее беспокоит, тревожит.)
Саша 4 года 5 месяцев:
Малышка купается в ванной. Мамам заходит к ней, чтобы помыть ее. Саша гневно:
— Я уже помылась пять раз.
Мама печально:
-Врать не хорошо.
-Я не вру. Я шучу, — комментирует Саша.
-Шутка – это когда всем смешно, — объясняет мама.
Саша в слезы:
-Вот… я шучу,… а вам не смешно…!!!»
(Вымыслы и уловки ребенка – формы воздействия на окружающих. Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми. «Ложь» детей может также свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и «лживость» сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих).
Наташа 4 года 5 месяцев:
— Мама, я не хочу быть старенькой.
— А какой ты хочешь быть?
— Новенькой.
(У ребенка формируются представления о возрасте. В беседе с малышом нужно подчеркнуть ценности каждого жизненного этапа, например, детство, детский мир- это мир особенный, дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью; старость – это период подведения итогов жизни, бескорыстной мудрости, перед которой хочется встать на колени).
Егор, 4 года 5 месяцев.
Мама просит Егорку убрать за собой игрушки, малыш недовольно:
—Не хочу, я эти игрушки убирать, я лучше пойду в углу постою…
(Все мы хотим, чтобы наши дети стали счастливыми взрослыми, добившимися успеха, признанными, любимыми. Приучение детей к ответственности происходит — как и все в воспитании, — в форме обмена между нами и ими. Они берут на себя ровно столько, сколько мы готовы отдать).
Маша 4 года 5 месяцев:
Больше всего на свете я люблю рисовать человеков и цветы, потому что это самое красивое…
(У ребенка в этом возрасте формируется система общечеловеческих ценностей: красота, любовь, дружба и т.п. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности).
Маша 4 года 5 месяцев:
Маша, ты очень добрая девочка. Сразу видно, что у тебя золотое сердце.
—Из чистого золота? – уточняет Маша.
(Малышка обладает душевным качеством, располагающим творить добро, совершать хорошие поступки — это прекрасно! Кроме того, дети в этом возрасте усваивают все тонкости русского языка, учатся расшифровывать значение некоторых фразеологизмов).
Юля 4 года 5 месяцев:
В детском саду воспитатель с детьми проводила беседу на тему «Добро-зло», вечером педагог решила закрепить усвоенные детьми категории:
-Ребята, давайте вспомним, какие дела и поступки сегодня были добрые, а какие не очень добрые? В это время Павел и Антон затеяла драку, успокоив их, воспитатель спросила:
-Кто ответит на мой вопрос?
Юля решила ответить первой:
-Сегодня у нас весь день был добрый, а вечером, из-за Паши и Антона появилось зло…
(Доказательство того, что дети пятого года жизни способны к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний, эмоционального состояния другого человека, к освоению общественно значимых ценностей, нормативов и установок через внутреннюю позицию, становление личностных смыслов, усвоение которых происходит на основе восприятия, оценки, суждений, общения, интереса к окружающему миру.)
Мамука 4 года 6 месяцев:
Мамука в конце каждого занятия получал от своей учительницы маленький приз, обычно это была конфета. Однажды, учительница забыла взять с собой сюрприз для малыша. Мамука комментирует:
—Может быть, приз съела лисичка?
-Может быть, — отвечает учительница.
—А может быть, злой волчок? – продолжат Мамука.
-Даже не знаю… — вздыхает учительница.
В этот момент малыш вскакивает со стула и бежит в комнату, где в вазочке лежат конфеты. Приносит конфету и говорит:
—Наталья Алексеевна, я сейчас отвернусь, а ты положи конфету к себе в сумку, а потом скажи мне:
—Мамука, а вот приз для тебя!
Учительница все так и сделала. Мамука радостно берет конфету из рук учительницы и бежит к маме:
—Мама, смотри, какой приз мне моя учительница принесла!
(У мальчика сформировался определенный стереотип поведения: сделал дело — получи вознаграждение. Это опасная тенденция, надо воспитывать у ребенка потребность и в бескорыстном труде.).
Маша 4 года 6 месяцев:
Рисует красками яблоню с красными яблоками и комментирует:
—Это не простые яблоки, а молодильные, поешь и станешь такой молодой как я!
(Ребенок усваивает полярные понятия: красивое — безобразное, молодость – старость, добрый — злой и т.п.. Необходимо в беседе с малышкой формировать представления о ценности пожилого возраста – большой жизненный опыт, желание поделиться со своими знаниями с молодым поколением и т.п.)
Анюта 4 года 6 месяцев:
У Анюты есть старший брат Женя, ему 7 лет, он первоклассник. Женя очень активный мальчик, ему трудно длительно сидеть за столом и выполнять домашнее задание. Родители часто ругают сына, за то, что он часто отвлекается. Аня комментирует сложившуюся ситуацию так:
—Я знаю, почему наш Женя такой балованный!
-Почему?
-Потому, что когда мама ждала Женю, она не верила в Бога, а когда меня ждала, она уже была верующей, поэтому я такая послушная и получилась!
(Говорят — научите детей в обстоятельствах их повседневной жизни замечать присутствие Бога и вы можете сохранить им веру. Действительно, религиозные обычаи семьи, встреча Рождества Христова, Крещение или Пасха, праздник Троицы или Великий пост — все это не проходит бесследно для духовной жизни ребенка. Из всего этого накопляется в душе запас впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей сознательной жизни. В позднейшие годы, в моменты опасных, критических внутренних переломов, эти переживания, этот детский опыт всплывет в душе и станет источником спасения и возрождения).
Маша 4 года 6 месяцев:
-Машенька, что мы сегодня будем рисовать?- спрашивает учитель.
-Сердце, — отвечает ученица.
-А почему именно, сердце?
-Потому, что оно самое главное, что есть у человека. Сердце бывает доброе и злое. Когда сердце доброе – человек хороший, когда злое – плохой.
(Пятый год жизни — возраст, когда у ребенка формируется представление о нравственных ценностях: что такое честность, правдивость, обязательность, искренность, доброжелательность, благодетельность, совестливость, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость и т.п. Уважаемые взрослые! Помогите ребенку разобраться в этих нравственных категориях. Помните народную мудрость: «Учи дитя пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется –не научишь» ).
Кирилл 4 года 7 месяцев:
Кирилл заявляет родителям:
— Я решил, что когда вырасту, стану президентом!
Родители в недоумении:
— И что ты будешь делать?
Сын уверенно:
—Я издам приказ, в котором всем детишкам разрешу говорить такие слова, которые можно говорить только взрослым
(Ребенок очень хочет стать взрослым. Для него секретный мир взрослых – это мир вседозволенности, исполнения заветных желаний. Надо объяснять малышу, что это еще и мир ответственности и строгого выполнения обязанностей и законов и т.п.).
Аня 4 года 10 месяцев:
Мама спрашивает у Ани:
—Кем ты будешь работать, когда вырастишь?
Анюта отвечает:
—Фотографом!
Мама дальше уточняет:
-А кого ты будешь снимать?
—Я буду детей на утреннике фотографировать.
Мама заинтересовано:
-Анюта, а почему именно детей?
Дочка не поняла, почему маму удивил такой ответ, она продолжает дальше:
-Потому, что я детей люблю!
(Девочка демонстрирует положительное отношение к сверстникам. Уважаемые родители! Помните о том, что опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом).
Марк 5 лет:
Марк что такое дружба?
—Это когда тебя любят и никогда не обижают, не бьют…
(Ребенок пытается дать собственное определение понятию «дружба». В этой трактовке призыв к взрослым: «Мне одиноко! Я нуждаюсь в вашей поддержке и любви!». Нельзя оставить этот детский крик души без внимания!)